Интервью

Перевод интервью:

Маэстро: Свою жизнь я отдал Айкидо практически… Практически полностью. Потому что сейчас мне 60 лет, и я начал заниматься Айкидо молодым, и приехал в Италию, в Европу. И моя жизнь полностью изменилась с момента, когда я стал профессионалом в Айкидо, тогда в моей жизни изменилось практически всё, всё место заняло Айкидо. Моя жизнь изменилась в 1970 г., я уехал из Японии, и оттуда я приехал в Италию, в Европу, и с того момента внутри меня изменилось очень многое. Фактически, изменилось всё.

Инт.: Можно спросить, сколько лет Вам было?
Маэстро: Мне было.. Мне было 23 года.

Инт.: Есть очень много людей, которые пытаются дать точное определение Айкидо. Но, мы, те кто хотят знать, для нас — в чём сущность Айкидо?
Маэстро: Система Айкидо… О-сенсей оставил Айкидо… Айкидо всегда даёт урок тори-уке (тори — выполняющий технику, уке — дающий атаку — прим. переводчика). И это несёт очень большой смысл. Одна часть, некий человек, который должен изучать технику, и делая уке он должен позволить выполнить технику. И весь смысл — что бы убрать… О-сенсей оставил эту систему Айкидо, тренировку, что бы убрать эгоизм, это очень сложно, но убрать «Я», убрать эгоизм. На мой взгляд это самое главное, это самое сложное и самое главное, убрать эгоизм. Позволить другой части.

На этом семинаре я встретил много молодых, много начинающих, занимающихся Айкидо. Это очень хорошо, меня это определённо очень радует. ACSA (ACSA — Association Culturelle Suisse d’Aikido, Швейцарская культурная ассоциация Айкидо — прим. переводчика) в самом начале… Когда я приехал в Швейцарию… Тогда ещё не было ACSA. Я приехал в Швейцарию уже в начале 70-х, и некоторые люди остались, старые занимающиеся, очень мало, но есть оставшиеся из тех старых занимающихся, и это большая организационная проблема, молодых и пожилых, которые находятся вместе. Они должны учиться, заниматься, изменяться мыслями, культурой. Это я верю… Так же и эта группа ACSA продолжит хорошее пересечение молодых и пожилых, более опытных. Мне кажется это очень сложным, так же и там, где я живу в Италии так же это очень сложно, но я вам желаю очень много этого, когда пожилые, старые, учителя, должны очень хорошо подтягивать этих молодых, должны дать место молодым. Но это очень сложно. Тем не менее, они должны контроллировать и помогать этим молодым, если нет — то в конечном итоге ACSA закончит плохо. Так что, они должны дать пространство молодым, но, в тот же самый момент, те, у кого больше опыта — должны передавать его молодым. Первый вопрос — сложно сказать «Ты уже готов преподавать!». Это сложно сказать, но это часть учителя, это сложно сказать, но в тот же момент этот занимающийся должен почувствовать, молодой должен почувствовать — «Я готов!». Это сложно. Сокутаку дози. По-японски мы говорим «сокутаку дози». Когда лежит яйцо под курицей, под ней — яйцо. Мама, по скорлупе — постукивает, в эту же самую точку цыплёнок — тоже постукивает, и потом — выходит. Так что когда учитель говорит ученику «Ты готов!», но так же и он — должен чувствовать «Я готов!», в тот же самый момент. Это сложно. Очень сложно (смеётся).

Инт.: Мастера говорят, что на татами показывается людям физика Айкидо. Тем не менее, какая истинная философия лежит в основе Айкидо?
Маэстро: Для нас обычно — видеть только физическое, только движение корпуса. Тем не менее вчера я видел ту демонстрацию, и у каждого человека, делавшего технику, выходит весь его характер. Выходит его образ жизни, вести дела, всё это. Один — представляется как «я — человек вежливый, хороший, добрый человек». Но смотря Айкидо — не чувствуешь этого. Тем не менее, если кто-то действительно хороший, прекрасный, это тем не менее чувствуется. В глубине техники Айкидо, в основе основ — чувствуется это, я думаю так.

Инт.: Если бы была возможность сделать некое сообщение всем Айкидокам (Айкидока — занимающийся Айкидо — прим. переводчика), какое это было бы сообщение?
Маэстро: Сообщение для занимающихся Айкидо… Айкидо — очень легко для тех кто хочет. Есть много типов Айкидо, но в Айкидо, в основе основ — очень много простоты, очень просто, иккё-никкё-санкё-ёнкё (четыре базовых упражнения в Айкидо — прим. переводчика). Но я когда смотрел вчерашнюю демонстрацию, и на мой взгляд, те, что участвовали в ней — хотят делать слишком… Шоу. Слишком заявить что-то вроде «Я прекрасен, я силён!», вот такое. Это должно быть немного убрано. Немного убрано. Особенно… Вчерашняя демонстрация — только среди нас, все были Айкидоисты, не для публики что бы продать Айкидо. Среди нас, чему научились до этого момента, что хотели бы изучить, вот это следует показывать на демонстрации. То есть, на мой взгляд следует находиться больше «ногами на земле». Не что-то зрелищное. Культура Японии, самураев, боевых искусств — поиск минимума зрелищности. Тренировка — так. Не должно быть много зрелищности. Просто. Просто. Сувариваза (смеётся) (сувариваза — техника на коленях, довольно сложная физически для начинающих).

Инт.: Я понимаю так, что то, что Вы говорите, что когда человек очень старается показать физическую экспрессию, он хочет показать как он сильно продвинулся вперёд, тем не менее, когда становится проще, и тот кто понимает — тот может понять, может почувствовать это, вы это хотите сказать?
Маэстро: Да, да, это я хочу сказать.
Инт.: Это уходит в глубину, энергия становится больше.
Маэстро: Да. Эта простота — очень сложная. Очень тяжёлая. Тем не менее, она должна продолжаться всю жизнь. Всю жизнь. Я думаю так.

Переводчик — А. Бабак.